Выписка из КоАО КР

Выписка из КОДЕКСА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 4 августа 1998 года № 114

 (Введен в действие Законом КР от 4 августа 1998 года № 115)

ОБЩАЯ ЧАСТЬ
РАЗДЕЛ I

 

Глава 1
Задачи и принципы законодательства об административной ответственности

КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики об административной ответственности

 

Законодательство Кыргызской Республики об административной ответственности состоит из Конституции, настоящего Кодекса, законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также вступивших в установленном порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

(В редакции Закона КР от 16 июля 2012 года № 115)

 

Статья 2. Задачи законодательства об административной ответственности

 

Законодательство об административной ответственности имеет задачей защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, общественной нравственности, собственности, окружающей природной среды, установленного порядка осуществления государственной власти и порядка управления, общественного порядка, прав юридических лиц и их объединений от административных правонарушений, а также своевременное и объективное рассмотрение дел об административных правонарушениях и их предупреждение.

 

Статья 3. Принципы законодательства об административной ответственности

 

Законодательство об административной ответственности основывается на принципах законности, равноправия граждан перед законом, демократизма, гуманизма, справедливости, личной ответственности и неотвратимости наказания за совершенное административное правонарушение.

 

Статья 4. Ответственность за административное правонарушение и ее основания

 

Ответственность за административное правонарушение есть правовое последствие совершения правонарушения, выражающееся в осуждении и применении административного взыскания судом (судьей), органом (должностным лицом) к лицу, виновному в совершении правонарушения.

 

Статья 5. Презумпция невиновности

 

Физическое или юридическое лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, считается невиновным, пока его виновность в совершении административного правонарушения не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу постановлением суда (судьи) или органа (должностного лица), рассмотревшего в пределах своих полномочий дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Примечание. (Утратило силу в соответствии с Законом КР от 3 июля 2014 года № 110)

(В редакции Законов КР от 25 июля 2012 года № 142, 3 июля 2014 года № 110)

Статья 7. Действие административного законодательства по месту и времени

 

Лицо, совершившее административное правонарушение, несет ответственность на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Граждане Кыргызской Республики и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Кыргызской Республики, совершившие административные правонарушения вне пределов Кыргызской Республики, подлежат ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если совершенные ими деяния признаны в Кыргызской Республике административными правонарушениями и наказуемы в государстве, на территории которого они были совершены, и если эти лица не были привлечены к ответственности в этом государстве. В указанных случаях административное взыскание налагается на лицо в пределах санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

(В редакции Закона КР от 29 декабря 2014 года № 170)

 

Статья 8. Обратная сила законодательства об административной ответственности

 

Акты, смягчающие или устраняющие административную ответственность за правонарушения, распространяются и на те административные правонарушения, которые совершены до издания этих актов.

Акты, устанавливающие или усиливающие административную ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

 

Глава 4
Административная ответственность

 

Статья 14. Понятие административной ответственности

 

Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности применяемого судом (судьей), органом (должностным лицом) административного взыскания к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение (проступок).

 

Статья 15. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

 

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 38 настоящего Кодекса, ответственность наступает с достижением восемнадцатилетнего возраста.

 

Статья 19. Административная ответственность граждан (физических лиц)

 

Граждане (физические лица) Кыргызской Республики за совершение административных правонарушений несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

Примечание. Под гражданами (физическими лицами) понимаются граждане Кыргызской Республики, граждане других государств, а также лица без гражданства.

Положения настоящего Кодекса применяются ко всем гражданам (физическим лицам), если иное не установлено законом Кыргызской Республики.

 

Статья 20. Административная ответственность детей

Лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, не могут быть привлечены к административной ответственности.

К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административные правонарушения, могут применяться меры, предусмотренные пунктами 1-2, 5-8, 13 статьи 27 настоящего Кодекса.

(В редакции Закона КР от 3 июля 2014 года № 110)

 

Статья 21. Административная ответственность должностных лиц

 

Должностные лица привлекаются к административной ответственности при совершении административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими служебных обязанностей. При отсутствии этого обстоятельства должностное лицо, виновное в совершении административного правонарушения, несет ответственность на общих основаниях.

Примечание. Под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, а равно лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, или контрольно-надзорные функции в государственных органах или органах местного самоуправления.

Руководители и служащие юридических лиц (организаций) независимо от формы собственности, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, несут административную ответственность как должностные лица.

(В редакции Законов КР от 30 марта 2009 года № 117, 30 апреля 2009 года № 140)

 

Статья 22. Административная ответственность специальных субъектов

 

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, уполномоченного органа по контролю наркотиков несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами.

Лица, обладающие иммунитетом от привлечения к административной ответственности, не могут привлекаться к административной ответственности, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

За нарушение Правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, других правил и норм охраны окружающей среды, пожарной безопасности лица, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут применяться административный арест, общественные работы.

(В редакции Законов КР от 18 июля 2005 года № 107, 25 июня 2007 года № 91, 12 декабря 2011 года № 233, 3 июля 2014 года № 110, 13 июля 2015 года № 152)

 

Статья 23. Административная ответственность юридических лиц

 

Юридическое лицо несет административную ответственность за административное правонарушение в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом. В случае если в главе 20 настоящего Кодекса не указано, что установленные данной главой нормы применяются только к физическому либо юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении как физического, так и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому или только к юридическому лицу.

Примечание. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, и быть истцом и ответчиком в суде, а также иностранное юридическое лицо.

Индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, несут административную ответственность как юридические лица.

(В редакции Законов КР от 30 марта 2009 года № 117, 25 июля 2012 года № 142, 3 августа 2015 года № 211)

 

Статья 24. Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Находящиеся на территории Кыргызской Республики иностранные граждане и лица без гражданства несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением иностранных граждан, пользующихся дипломатической неприкосновенностью (иммунитетом).

В отношении лиц, обладающих дипломатической неприкосновенностью (иммунитетом от административной юрисдикции Кыргызской Республики), настоящий Кодекс применяется в части, не противоречащей международным договорам и соглашениям. В случаях возникновения противоречий они разрешаются дипломатическим путем.

 

Глава 5
Виды административных взысканий

 

Статья 25. Понятие административного взыскания

 

Административное взыскание - это мера государственного принуждения, применяемая судом (судьей), органом (должностным лицом) за совершение административного правонарушения.

 

Статья 26. Цели административного взыскания

 

Административное взыскание применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение (проступок), в духе неуклонного соблюдения законов, предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 

Статья 27. Виды административных взысканий

 

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) отстранение должностного лица от занимаемой должности;

4) лишение лицензии (разрешения) на занятие определенными видами деятельности;

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права хранения огнестрельного оружия, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств и т.д.);

6) проверка знаний Правил дорожного движения;

6-1) проверка знаний охотничьего минимума;

7) приостановление определенного вида деятельности, восстановление объекта в его первоначальное состояние, снос (демонтаж) объекта либо его части;

8) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

9) административный арест;

10) выдворение из пределов Кыргызской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства;

11) сокращение срока пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Кыргызской Республике.

12) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами таможенных и (или) налоговых правонарушений, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Таможенного союза с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений.

Примечание. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных и (или) налоговых правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Таможенного союза с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, состоит во взыскании денежной суммы в размере от десяти до ста процентов от рыночной цены таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения и применяется в качестве дополнительного взыскания.

13) привлечение к общественным работам.

14) ликвидация юридического лица.

(В редакции Законов КР от 5 августа 2003 года № 191, 11 июня 2004 года № 71, 11 июня 2008 года № 115, 30 апреля 2009 года № 140, 16 декабря 2011 года № 240, 10 января 2013 года № 2, 13 марта 2014 года № 44, 29 декабря 2014 года № 170, 28 июля 2015 года № 200, 26 июля 2016 года № 140)

 

Статья 28. Основные и дополнительные административные взыскания

 

1. Предупреждение, штраф и административный арест могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.

2. Лишение специального права граждан, лишение лицензий (разрешений) на занятие определенными видами деятельности, приостановление определенного вида деятельности, ликвидация юридического лица, восстановление объекта в его первоначальное состояние, снос (демонтаж) объекта либо его части, отстранение должностного лица от занимаемой должности, сокращение срока пребывания иностранных граждан, а также выдворение из пределов Кыргызской Республики иностранных граждан и лиц без гражданства, привлечение к общественным работам могут устанавливаться и применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий.

3. Конфискация предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, проверка знаний Правил дорожного движения устанавливаются и применяются только в качестве дополнительных административных взысканий.

4. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное административное взыскание из числа указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса.

(В редакции Законов КР от 5 августа 2003 года № 191, 16 декабря 2011 года № 240, 25 июля 2012 года № 142, 10 января 2013 года № 2, 28 июля 2015 года № 200)

 

Статья 29. Предупреждение

 

Предупреждение состоит в официальном осуждении государством совершенного административного правонарушения и предостережении физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения.

Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме.

 

Статья 30. Штраф

 

Штраф есть денежное взыскание в доход государства, налагаемое судом (судьей), уполномоченным органом (должностным лицом) на лицо, виновное в совершении административного правонарушения.

Размер штрафа определяется исходя из расчетного показателя, установленной на момент совершения административного правонарушения, а также в процентном выражении от стоимости выполненных работ, товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения, и суммы выручки правонарушителя от реализации товаров (работ, услуг).

При наложении взыскания в виде штрафа, исчисляемого в процентном выражении от стоимости товаров и транспортных средств, под стоимостью этих предметов понимается их рыночная цена на день обнаружения правонарушения.

Минимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, не может быть менее 0,1 размера, на должностных лиц - менее двух расчетных показателей.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать ста расчетных показателей (за исключением статьи 238, части четвертой статьи 242, части третьей статьи 248, статей 357-359 настоящего Кодекса), на должностных лиц - двухсот расчетных показателей (за исключением статей 357-359 настоящего Кодекса).

Минимальный размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, за исключением правонарушения, связанного с несвоевременным вводом в эксплуатацию объектов месторождений общегосударственного значения, не может быть менее ста расчетных показателей.

Максимальный размер штрафа, предусмотренного за несвоевременный ввод в эксплуатацию объектов месторождений общегосударственного значения, не может превышать ста тысяч расчетных показателей.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на юридическое лицо, не может превышать десяти тысяч расчетных показателей, или не может превышать двадцати процентов от стоимости выполненных работ, произведенных в нарушение действующих нормативов или законодательных актов.

Минимальный размер штрафа, исчисляемый исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товаров (работ, услуг), не может быть менее одной двадцатой совокупного размера суммы выручки. Максимальный размер штрафа не может превышать одну десятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за период, в котором было выявлено правонарушение.

(В редакции Законов КР от 11 июня 2004 года № 71, 5 октября 2011 года № 158, 16 декабря 2011 года № 240, 3 июля 2014 года № 110, 18 июля 2014 года № 140, 28 июля 2015 года № 200, 22 июня 2016 года № 86)

 

Статья 34. Проверка знаний Правил дорожного движения

 

Водители транспортных средств, совершившие три и более раза в течение одного года правонарушения, предусмотренные статьями 226-231, 232-235, 241-242 настоящего Кодекса, подтвержденные видео- и фотозаписями, зафиксированными техническими средствами, направляются на проверку знаний Правил дорожного движения.

(В редакции Закона КР от 3 июля 2014 года № 110)

 

Статья 38. Административный арест

 

1. Административный арест применяется на срок до пяти суток, а в условиях чрезвычайного или военного положения за посягательство на общественный порядок - на срок до семи суток.

2. Административный арест определяется судьей районного (городского) суда, а в условиях чрезвычайного или военного положения за посягательство на общественный порядок - также и военным комендантом или начальником органа внутренних дел.

3. Административный арест не может применяться к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к лицам, указанным в статье 22 настоящего Кодекса, к беременным женщинам и лицам, воспитывающим в одиночку ребенка в возрасте до четырнадцати лет, а также к лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим инвалидность первой и второй групп.

(В редакции Законов КР от 10 января 2013 года № 2, 3 июля 2014 года № 110)

 

Статья 40-1. Привлечение к общественным работам

 

1. Привлечение к общественным работам состоит в выполнении правонарушителем в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества и государства.

2. Общественные работы назначаются судом на срок от четырех до сорока часов.

3. Общественные работы не могут применяться к женщинам в возрасте свыше пятидесяти пяти лет и мужчинам свыше шестидесяти лет, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, лицам с ограниченными возможностями здоровья, имеющим инвалидность первой и второй групп, и к лицам, указанным в статье 22 настоящего Кодекса.

4. Запрещается привлечение к общественным работам в ночное время. При привлечении правонарушителя к общественным работам не должны использоваться токсические, радиоактивные и другие вещества, наносящие вред здоровью и жизни правонарушителя.

(В редакции Закона КР от 13 июля 2015 года № 152)

ДАЛЕЕ