Выписка из Земельного кодекса КР

Выписка из

ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 2 июня 1999 года N 45

(В редакции Законов КР от 28 декабря 2000 года N 93, 4 января 2001 года N 2, 4 января 2001 года N 3, 12 марта 2001 года N 30, 11 мая 2002 года N 78, 17 февраля 2003 года N 36, 9 июля 2003 года N 123, 5 декабря 2003 года N 227, 23 июня 2004 года N 77, 7 февраля 2005 года N 15, 28 февраля 2005 года N 40, 4 июня 2005 года N 67, 20 января 2006 года N 7, 25 июля 2006 года N 126, 28 декабря 2006 года N 217, 26 февраля 2007 года N 22, 26 февраля 2007 года N 23, 17 октября 2008 года N 231, 26 января 2009 года N 29, 11 марта 2009 года N 79, 26 мая 2009 года N 171, 22 июля 2011 года N 117, 16 ноября 2011 года N 213, 7 мая 2012 года N 46, 9 августа 2012 года N 159, 6 мая 2013 года N 65, 16 мая 2013 года N 73, 9 июля 2013 года N 120, 15 июля 2013 года N 143, 15 ноября 2013 года N 201)

(Введен в действие Законом КР от 2 июня 1999 года N 46)

Настоящий Кодекс регулирует земельные отношения в Кыргызской Республике, основания возникновения, порядок осуществления и прекращения прав на землю и их регистрацию, а также направлен на создание земельно-рыночных отношений в условиях государственной, муниципальной и частной собственности на землю и рационального использования земли и ее охраны.

 

РАЗДЕЛ I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава первая
Общие положения

 

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Кодексе

В настоящем Кодексе применяются следующие понятия:

1) вторичный рынок земли - сделки, совершаемые с правом на земельный участок, предоставленным уполномоченным органом;

2) здания и сооружения - любые строения и сооружения, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, в том числе квартиры, нежилые помещения в многоквартирном доме;

2-1) градостроительная документация - документы проектов районной планировки, генеральные планы, проекты детальной планировки межевания, застройки кварталов, градостроительных узлов и других элементов планировочной структуры населенных пунктов;

2-2) генеральный план - градостроительная документация о перспективном градостроительном планировании развития территорий городских и сельских населенных пунктов;

2-3) градостроительная деятельность (далее - градостроительство) деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий городских и сельских населенных пунктов, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

2-4) деградированные земельные участки сельскохозяйственного назначения - земельные участки, потерявшие свои исходные полезные свойства до состояния, исключающего возможность их эффективного использования по целевому назначению;

3) земельная доля - земельный участок сельскохозяйственного назначения, предоставляемый гражданину Кыргызской Республики в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

3-1) градостроительный регламент - совокупность установленных градостроительной документацией, правилами застройки и землепользования параметров и видов разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости в городских и сельских населенных пунктах, а также допустимых изменений объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности;

3-2) государственные и общественные нужды - потребности, связанные с обеспечением национальной безопасности, охраны окружающей среды и объектов историко-культурного наследия, размещения и обслуживания объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной и архитектурно-строительной документацией, разработкой месторождений полезных ископаемых, реализацией международных договоров Кыргызской Республики;

4) земельный участок - площадь земли в замкнутых границах;

5) земельный участок при многоквартирном доме - участок, включающий в себя территорию, прилегающую к дому, включая зеленые насаждения, хозяйственные, детские и спортивные площадки, площадки, оборудованные для сбора твердых бытовых отходов, и другие участки, границы которых определяются нормативами, принятыми в установленном порядке;

6) земельный фонд - все земли, находящиеся в границах Кыргызской Республики;

7) землепользователь - физическое или юридическое лицо, право пользования земельным участком которому предоставлено, передано или перешло в бессрочное (без указания срока) или срочное (временное) пользование;

8) землепользователь государственный - государственные предприятия, учреждения Кыргызской Республики, получившие земельный участок в бессрочное (без указания срока) или срочное (временное) пользование;

9) землепользователь муниципальный - муниципальные предприятия, учреждения, организации, получившие земельный участок в бессрочное (без указания срока) или срочное (временное) пользование;

9-1) зона (регламентная зона) - территория, применительно к которой (и, соответственно, ко всем земельным участкам, там расположенным) устанавливается градостроительный регламент;

10) иностранное лицо - иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, выступающие стороной в земельно-правовых отношениях;

11) иностранное юридическое лицо - юридическое лицо, которое обладает одним из нижеперечисленных признаков:

а) создано и зарегистрировано в соответствии с законодательством иностранного государства;

б) принадлежит полностью одному или более иностранным физическим или юридическим лицам;

в) контролируется или управляется одним или более иностранными физическими или юридическими лицами посредством: письменного контракта, права реализовать большинство голосующих акций, права назначать большинство членов исполнительного или наблюдательного органа;

г) зарегистрировано в Кыргызской Республике и имеет не менее двадцати процентов уставного капитала, принадлежащих иностранным гражданам, лицам без гражданства или юридическим лицам, упомянутым в настоящем пункте;

д) создано на основе межгосударственного договора или соглашения;

12) категории земель - земли, используемые или предназначенные к использованию по одному и тому же целевому назначению;

13) малопродуктивные сельскохозяйственные угодья - сельскохозяйственные угодья, имеющие маломощный и бесструктурный почвенный слой с низким баллом бонитета и требующие больших затрат по их мелиоративному улучшению, за исключением пастбищ;

14) уполномоченный государственный орган - органы, указанные в статьях 13-17, 20, 21 настоящего Кодекса;

15) особо ценные земли - орошаемые и осушенные земли, интенсивно используемые сельскохозяйственные угодья (орошаемая пашня, земли, занятые многолетними плодовыми насаждениями, виноградниками, культурные пастбища, сенокосы и пастбища коренного улучшения), земли, занятые защитными лесами и приравненными к ним зелеными насаждениями, земли пригородных и зеленых зон, опытно-экспериментальных полей (полигонов) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;

16) отвод земельного участка - выдел (выделение) земельного участка с установлением и закреплением его границ на местности на основании решения уполномоченного органа;

См.:

письмо Госрегистра КР от 13 января 2007 года N 01-9/41 (О разъяснении понятия полоса отвода железнодорожных путей)

17) передача права на земельный участок - отчуждение собственником или землепользователем права на земельный участок или передача его во временное пользование другому лицу путем совершения гражданско-правовых сделок;

18) переход земельного участка в порядке универсального правопреемства - возникновение права собственности или права пользования земельным участком при наследовании или при реорганизации юридического лица;

19) право на земельный участок - право собственности на земельный участок или право бессрочного (без указания срока) или срочного (временного) пользования земельным участком;

20) право пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности - право на бессрочное (без указания срока) или срочное (временное) пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

21) право пользования земельным участком - вещное право физических и юридических лиц, не являющихся собственником земельного участка;

22) право собственности на земельный участок - признаваемое и охраняемое Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Кодексом и другими законодательными актами право физических и юридических лиц по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком с ограничениями, установленными настоящим Кодексом;

22-1) правовое зонирование - деятельность органов местного самоуправления и специально уполномоченных государственных органов в области разработки и реализации правил застройки и землепользования территорий городских и сельских населенных пунктов;

23) предоставление прав на земельный участок - предоставление уполномоченным органом в собственность или в пользование физическим и юридическим лицам земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

23-1) правила застройки и землепользования территорий городских и сельских населенных пунктов (далее - правила застройки и землепользования) - нормативные правовые акты органов местного самоуправления и специально уполномоченных государственных органов, регулирующие использование и строительные изменения объектов недвижимости посредством введения градостроительных регламентов;

24) приусадебный участок - не надел, а земельный участок, отведенный органами государственной власти или местного самоуправления гражданам для индивидуального домостроения, с прилегающим к нему участком;

24-1) разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости - использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительными регламентами, установленными в градостроительной документации населенных пунктов и правилах землепользования и застройки, а также ограничениями на использование указанных объектов, установленными в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также сервитутами;

24-2) рыночная стоимость - наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величину цены сделки не оказывают влияние никакие чрезвычайные обстоятельства;

25) садово-огородный участок - земельный участок, выделяемый органами государственной власти или местного самоуправления предприятиям, учреждениям и гражданам Кыргызской Республики для организации кооперативного садоводческого товарищества по производству овощей, фруктов, в том числе и сельхозпродуктов;

26) сельскохозяйственные угодья - земельные участки, используемые для производства сельскохозяйственной продукции, а именно: пашня, залежь, земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосы и пастбища;

27) сервитут - право лица на ограниченное целевое пользование земельным участком, находящимся в собственности или в пользовании у другого лица;

28) служебный земельный надел - земельный участок, предоставляемый государственными и муниципальными землепользователями своим работникам в установленном настоящим Кодексом порядке;

29) Государственный фонд сельскохозяйственных угодий - земельные участки, сформированные из сельскохозяйственных угодий (за исключением пастбищ) и находящиеся в государственной собственности;

30) целевое назначение земель - использование земельных участков в целях, указанных в документах, удостоверяющих права на земельный участок, в договоре или иных правоустанавливающих документах;

31) Государственный резерв земель месторождений полезных ископаемых - земли, под которыми разведаны месторождения полезных ископаемых, учтенные Государственным балансом запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики;

32) уполномоченный орган по реализации государственной политики по недропользованию - государственный орган, определяемый Правительством Кыргызской Республики и предоставляющий земельные участки для пользования недрами из земель Государственного резерва земель месторождений полезных ископаемых.

(В редакции Законов КР от 4 января 2001 года N 2, 9 июля 2003 года N 123, 20 января 2006 года N 7, 26 января 2009 года N 29, 22 июля 2011 года N 117, 7 мая 2012 года N 46, 9 августа 2012 года N 159)

Статья 3. Принципы земельного законодательства

Земельное законодательство Кыргызской Республики основывается на следующих принципах:

1) сохранения земли как природного объекта, основы жизни, развития и деятельности народа Кыргызской Республики;

2) обеспечения государственной и экологической безопасности;

3) формирования рынка земли и его эффективного функционирования;

4) соблюдения и защиты прав и законных интересов собственников земельных участков и землепользователей;

5) эффективного использования земель;

6) целевого использования земель;

7) приоритета земель сельскохозяйственного назначения;

8) доступности информации о правах на землю;

9) государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель;

10) предотвращения причинения вреда земле или устранения его последствий;

11) платы за землю;

12) равенства всех форм собственности на землю.

Статья 4. Собственность на землю

1. В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики земля находится в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

2. В государственной собственности находятся земли, предоставленные государственным землепользователям, земли лесного, водного фондов, земли особо охраняемых природных территорий, земли запаса, земли пограничной зоны, земли Государственного фонда сельскохозяйственных угодий, пастбища при сельских населенных пунктах, пастбища в зоне интенсивного использования, а также отгонные пастбища и другие земли, не переданные в частную и муниципальную собственность.

В государственной собственности находятся и земли государственных племенных, семеноводческих, экспериментальных хозяйств, опытных станций и полигонов, опорных пунктов учебных заведений и научно-исследовательских институтов сельскохозяйственного профиля, образованных на землях Государственного фонда сельскохозяйственных угодий, за исключением земель, предоставленных гражданам, проживающим и работающим в указанных хозяйствах, в качестве земельных долей.

Право государственной собственности на землю осуществляют Правительство Кыргызской Республики - на всей территории республики и местные государственные администрации в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом.

3. Земли в границах аильного округа, поселка, города являются муниципальной собственностью, за исключением земель, находящихся в частной и государственной собственности.

Управление и распоряжение землями, находящимися в муниципальной собственности, осуществляют:

- в границах аильного округа - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления;

- в границах городов - органы местного самоуправления.

Управление землями в границах аильных округов и городов, находящихся в государственной собственности, органы местного самоуправления осуществляют в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

4. Пастбища не могут быть переданы в частную собственность или аренду.

(В редакции Законов КР от 4 июня 2005 года N 67, 26 января 2009 года N 29, 11 марта 2009 года N 79)

Статья 7. Сроки пользования земельным участком землепользователями

1. Пользование земельным участком может быть бессрочным (без указания срока) или срочным (временным).

2. Срочным (временным) пользованием земельным участком, в том числе и на условиях договора аренды, признается пользование землей, ограниченное сроком до 50 лет. По истечении данного срока по согласованию сторон сроки пользования земельным участком могут быть продлены.

3. Иностранным лицам земельные участки предоставляются только в срочное (временное) пользование.

4. Земли сельскохозяйственного назначения из Государственного фонда сельскохозяйственных угодий предоставляются в аренду, как правило, на срок не менее 5 лет.

Статья 8. Земельный налог. Плата за пользование землей

(Название статьи в редакции Закона КР от 17 октября 2008 года N 231)

1. Землепользование в Кыргызской Республике является платным для всех юридических и физических лиц, за исключением государственных и муниципальных землепользователей, финансируемых из бюджета и в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики.

2. Плата за землю вносится в виде арендной платы за пользование землей, за исключением пастбищ. Земельный налог уплачивается в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

3. Арендная плата и порядок ее внесения за пользование земельным участком для землепользователя, получившего право пользования земельным участком на условиях аренды, за исключением пастбищ, устанавливается на основе договора.

Условия и порядок предоставления в аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий, в том числе определение предельной платы, устанавливаются первичными местными кенешами. При этом арендуемая земля не может быть передана в субаренду.

Типовое положение об условиях и порядке предоставления в аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий (без определения предельной платы за аренду земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий) разрабатывается Правительством Кыргызской Республики и утверждается Жогорку Кенешем.

См.:

Типовое положение об условиях и порядке предоставления в аренду земель Фонда перераспределения сельскохозяйственных угодий, утвержденное постановлением Жогорку Кенеша КР от 29 июня 2007 года N 1997-III

Предельный размер арендной платы за предоставление земель, за исключением сельскохозяйственных угодий, не должна превышать двойной ставки земельного налога.

4. При предоставлении на территории Кыргызской Республики земельных участков в пользование другому государству размер платы определяется межгосударственным договором, заключенным Кыргызской Республикой с этим государством. Межгосударственные договоры о предоставлении земельных участков в пользование подлежат ратификации Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

5. Земельный налог и арендная плата за пользование земельным участком, предоставленным уполномоченным органом, направляются на улучшение земель, повышение плодородия почв, проведение почвенных, геоботанических обследований и мониторинга земель и размещение хозяйствующих субъектов с организацией их территории в порядке землеустройства.

См. Временное положение о порядке расчета и взимания земельного налога за пользование землями населенных пунктов и несельскохозяйственного назначения, утвержденное Постановлением Правительства КР от 27 января 2003 года N 29

(В редакции Законов КР от 4 января 2001 года N 3, 26 февраля 2007 года N 23, 17 октября 2008 года N 231, 22 июля 2011 года N 117, 9 августа 2012 года N 159)

Статья 12. Установление и изменение целевого назначения земель

1. Установление целевого использования земель производится специально уполномоченным государственным органом при предоставлении земельного участка в собственность или в пользование.

2. Изменение целевого назначения земель производится тем же органом с внесением соответствующих изменений в документы, удостоверяющие права на земельный участок.

3. Использование земельного участка не по целевому назначению не допускается.

Статья 14. Компетенция исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города (мэрия, городская управа) в сфере регулирования земельных отношений

Ведению исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления города (мэрия, городская управа) на землях города при регулировании земельных отношений соответственно подлежат:

1) предоставление земельного участка в собственность и в пользование;

2) утверждение земельного и градостроительного кадастра, схем и проектов землеустройства;

3) разработка совместно с городским кенешем программ по рациональному использованию земель и их выполнение, разработка и ведение градостроительного кадастра;

4) осуществление контроля за использованием и охраной земель;

5) выдача разрешения на проведение проектно-изыскательских работ;

6) решение других вопросов в сфере регулирования земельных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

(В редакции Закона КР от 20 января 2006 года N 7)

Статья 16. Компетенция местного самоуправления города Бишкек и г.Ош в сфере регулирования земельных отношений

Ведению местного самоуправления города Бишкек и города Ош на городских землях при регулировании земельных отношений подлежат:

1) предоставление земельного участка в собственность и в пользование в границах города производится в соответствии с генпланом города, проектом детальной планировки и застройки города;

2) утверждение земельного и градостроительного кадастра, схем и проектов землеустройства;

3) разработка совместно с Бишкекским городским и Ошским городским кенешами программ по рациональному использованию земель и их выполнение;

4) осуществление контроля за использованием и охраной земель;

5) выдача разрешения на проведение проектно-изыскательских работ;

6) решение других вопросов в сфере регулирования земельных отношений, предусмотренных настоящим Кодексом.

(В редакции Закона КР от 4 июня 2005 года N 67)

Статья 18. Компетенция городского кенеша города республиканского, областного и районного значения, районного кенеша, кенеша аильного округа и поселка в сфере регулирования земельных отношений

(Название статьи в редакции Закона КР от 11 марта 2009 года N 79)

1. Городской кенеш города республиканского значения с учетом мнения местного сообщества рассматривает предложения по административно-территориальному устройству, границам районов города, утверждает программы по рациональному использованию муниципальных земель, устанавливает правила землепользования и застройки города, утверждает проект детальной планировки города, устанавливает дифференцированные ставки налога на городские земли в пределах базовых ставок налога на городские земли, утвержденных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Городской кенеш города областного и районного значения с учетом мнения местного сообщества рассматривает предложения по административно-территориальному устройству города, утверждает программы по рациональному использованию муниципальных земель, устанавливает правила землепользования и застройки города, утверждает проекты детальной планировки города, устанавливает дифференцированные ставки налога на городские земли в пределах базовых ставок налога на городские земли, утвержденных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

3. Районный кенеш с учетом мнения местного сообщества рассматривает предложения по административно-территориальному устройству района, утверждает с согласия кенеша аильного округа, поселка генеральные планы проектов застройки сельских населенных пунктов и поселков, определяет предельные размеры земельных участков, предоставляемых в собственность физическим лицам, разрабатывает совместно с государственной администрацией района программы по рациональному использованию земель.

4. Кенеши аильного округа, поселка устанавливают размеры земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, утверждают земельный кадастр, устанавливают дифференцированные ставки налога за пользование сельскохозяйственными угодьями с учетом баллов бонитета почв в пределах общей суммы налога, установленного для аила, поселка, рассчитанного на базе утвержденной законодательством базовой ставки для соответствующего района, решают другие вопросы в области земельных отношений в пределах своей компетенции.

5. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 11 марта 2009 года N 79)

6. Налогообложение пастбищепользователей осуществляется в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики.

7. Представительные органы местного самоуправления с учетом оптимальной нагрузки на единицу площади пастбищ, инфраструктуры, а также его продуктивности и отдаленности устанавливают размеры оплаты за пользование пастбищами для пастбищепользователей за поголовье скота.

(В редакции Законов КР от 11 мая 2002 года N 78, 26 января 2009 года N 29, 11 марта 2009 года N 79)

 

РАЗДЕЛ II
ПРАВО НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Глава третья
Право на земельный участок как объект гражданских прав и сделки с ним

§1. Общие положения

Статья 22. Возникновение права на земельный участок

Право на земельный участок возникает:

- при предоставлении права на земельный участок в порядке, установленном настоящим Кодексом;

- при передаче права на земельный участок на основе гражданско-правовых сделок;

- при переходе права на земельный участок в порядке универсального правопреемства;

- при иных основаниях, предусмотренных законодательством.

§2. Предоставление земельного участка

Статья 25. Предоставление земельного участка в собственность или в пользование

1. Предоставление земельного участка в собственность или в пользование физическим и юридическим лицам производится уполномоченным государственным органом на безвозмездной или возмездной основе в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Земельные участки предоставляются в бессрочное (без указания срока) пользование государственным и муниципальным землепользователям, имущество за которыми закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Иным физическим и юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность или в срочное (временное) пользование.

См.:

письмо Комитета Жогорку Кенеша КР от 3 марта 2011 года N К-431 (О несоответствии текста статьи 25 Земельного кодекса Кыргызской Республики на государственном языке с текстом на официальном языке)

3. При предоставлении земельного участка в частную собственность или в пользование запрещается приступать к пользованию земельным участком до установления границ в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего права на земельный участок.

(В редакции Закона КР от 26 февраля 2007 года N 23)

Статья 31. Документы, удостоверяющие права на земельный участок

1. При предоставлении земельного участка в собственность или пользование уполномоченным органом документами, удостоверяющими право на земельный участок, являются:

- при частной собственности на земельный участок и бессрочном (без указания срока) пользовании земельным участком им - государственный акт о праве частной собственности на земельный участок и бессрочного (без указания срока) пользования земельным участком;

- при срочном (временном) землепользовании - удостоверение на право временного пользования земельным участком или договор аренды;

- при предоставлении земельной доли - свидетельство о праве частной собственности на земельный участок.

Формы указанных документов утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Формы документов, удостоверяющих право на земельный участок, утверждены постановлением Правительства КР от 3 июля 2002 года N 457

2. В документе, удостоверяющем право на земельный участок, указывается целевое использование земель.

3. Одновременно с документом, удостоверяющим право на земельный участок, по желанию собственника земельного участка или землепользователя может выдаваться сертификат качества для земель сельскохозяйственного назначения.

4. Уполномоченный орган направляет копии документов о предоставлении прав на земельный участок в государственный орган по регистрации прав на недвижимость и несет ответственность за их представление.

См. также Инструкцию о порядке составления и выдачи документов, удостоверяющих права на земельный участок, утвержденную приказом Госрегистра прав на недвижимое имущество при Правительстве КР от 10 августа 2000 года N 61

§3. Передача земельного участка

Статья 35. Передача земельного участка. Плата за передачу земельного участка

1. Собственник земельного участка или землепользователь вправе передавать принадлежащее ему право на земельный участок полностью или в части другому физическому или юридическому лицу без какого-либо разрешения государственных органов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законодательными актами Кыргызской Республики, условиями предоставления земельного участка.

2. При передаче права на земельный участок собственником или землепользователем другому физическому или юридическому лицу размер платы за земельный участок определяется соглашением сторон.

3. Совершение сделок с частью земельного участка производится после выделения этой части в установленном порядке в самостоятельный земельный участок с последующей государственной регистрацией.

4. Земельный участок, находящийся в пользовании, может переходить по гражданско-правовой сделке:

находящийся в бессрочном (без указания срока) пользовании - в бессрочное (без указания срока) или срочное (временное) пользование;

находящийся в срочном (временном) пользовании - на оставшийся срок срочного (временного) пользования.

5. При передаче права на земельный участок сведения о новом собственнике или землепользователе указываются в документе, удостоверяющем право на земельный участок, без замены этого документа.

(В редакции Закона КР от 28 декабря 2000 года N 93)

 

Глава шестая
Права и обязанности собственников земельных участков и землепользователей. Права граждан Кыргызской Республики и их объединений по охране и контролю за использованием земельных участков

Статья 49. Права собственника земельного участка и землепользователя

1. Собственник земельного участка и землепользователь, если иное не предусмотрено законом, документами, удостоверяющими право на земельный участок, или договором, имеет право:

1) самостоятельно хозяйствовать на земле, используя ее по целевому назначению;

2) пресекать любые попытки нарушения права на земельный участок, вторжения на земельный участок помимо его воли;

3) собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных и иных культур и насаждений, на произведенную сельскохозяйственную и иную культуру, полученную в результате использования земельного участка, и доходы от ее реализации;

4) использовать в установленном порядке находящиеся на земельном участке мелкие месторождения общераспространенных полезных ископаемых, имеющих выход на дневную (земную) поверхность, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли;

5) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;

6) в установленном порядке возводить здания и сооружения, не противоречащие целевому назначению земельного участка, с соблюдением архитектурно-планировочных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных специальных требований (норм, правил, нормативов);

7) проводить оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы в соответствии с установленными строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

8) совершать гражданско-правовые сделки с правом на земельный участок с ограничениями, установленными настоящим Кодексом и Законом Кыргызской Республики "Об управлении землями сельскохозяйственного назначения";

9) совершать иные действия, предусмотренные настоящим Кодексом.

2. Нарушенные права подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 25 июля 2006 года N 126)

 

ДАЛЕЕ